Итоги 6-й конференции «Об опыте модернизации систем водоснабжения и водоотведения в ЖКХ и промышленности»

6-я научно-практическая конференция проходила в период с 1 по 3 октября 2021 г. в Ялте.

В мероприятии, организованном Группой компаний «ВИВ», приняли участие 247 представителей профессионального сообщества: руководители и специалисты предприятий ВКХ, эксперты, ученые из России и зарубежья, включая 7 докторов и 9 кандидатов наук. Число участников (в 2021 г. их было 209) и количество представленных докладов (59 против 47 прошлогодних) заметно увеличились по сравнению с 2020 годом.

Тон конференции задали выступления Е. И. Пупырева, М. М. Семина, Г. А. Самбурского, С. Е. Березина. После пленарной части конференция перешла в дискуссионную фазу заседаний в секциях по следующим темам.

Секция ЭТС РАВВ «Энергоэффективность сооружений и систем водоснабжения и водоотведения. Системы управления»

Модераторы:

Г. А. Самбурский, к.т.н., доцент, зам. исполнительного директора по технологической политике РАВВ;

В. И. Баженов, д.т.н., профессор, руководитель секции ЭТС РАВВ

Направления обсуждений:

– Концепция, методология и стратегия развития ВКХ;

– Цифровое проектирование систем ВиВ и BIM-моделирование (проблемы, элементы, опыт);

– Жизненный цикл насосных, трубопроводных систем и КОС;

– Влияние износа линейных объектов на экологию и национальную безопасность;

– Износ и восстановление жизненного цикла железобетонных сооружений;

– Реализация концепции «Цифровой водоканал» и интеллектуальные системы;

– Энергоэффективные технологии и альтернативная энергия;

– Направления развития секции ЭТС РАВВ «Энергоэффективность сооружений и систем водоснабжения и водоотведения. Системы управления»;

– Вопрос определения проектной производительности КОС для разработки мероприятий ППЭЭ в рамках перехода на КЭР либо для участия ФЦП «Оздоровление Волги»;

– Вопрос реализации мероприятий ППЭЭ, утверждаемых предприятиями ВКХ в составе КЭР.

Секция по вопросам эксплуатации, сервиса и технической поддержки систем ВКХ ЭТС РАВВ

Модераторы:

О. Н. Рублевская, директор Департамента технологического развития и охраны окружающей среды ГУП «Водоканал Санкт Петербурга»;

Ф. И. Лобанов, д.х.н., профессор, президент ООО «КНТ Плюс»

А. И. Алиев, руководитель секции обработки осадков ЭТС РАВВ

Направления обсуждений:

– Опыт по обращению с осадком сточных вод;

– Применение соединений кальция;

– Сгущение и обезвоживание;

– Опыт использования отечественных мембранных обратноосмотических элементов на полигонах ТБО;

– Проблема недостаточности предельного срока 7 лет, установленного для реализации Программ повышения экологической эффективности (для объектов 1 категории НВОС) и планов планы мероприятий по охране окружающей среды (для объектов 2 категории НВОС);

– Проблема необходимости актуализации нормативно правовой базы в отношении централизованной ливневой системы водоотведения c учетом климатических изменений.

Открытое заседание ТК № 343 «Качество воды» Росстандарта

Модераторы:

Г. А. Самбурский, к.т.н., доцент, председатель Технического комитета № 343 «Качество воды» Росстандарта;

А. Д. Смирнов, д.т.н., руководитель секции «Водоснабжение и безопасность питьевой воды» ЭТС РАВВ, технический директор ООО ТД «ЛИТ»

Секция ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики» (ЦЭПП)

Модераторы:

Д. А. Данилович, к.т.н., с.н.с, ФГАУ «НИИ «ЦЭПП;

О. В. Гревцов, начальник отдела легкой, строительной и сельскохозяйственной промышленности ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»

Направления обсуждений:

– Технологическое нормирование очистных сооружений населенных пунктов;

– Проектирование очистных сооружений канализации. Нормативная база. Передовые решения и достижения. Ошибки и недостатки.

Острые вопросы развития систем ВиВ Крыма обсуждался по направлениям:

– Основные направления разработки комплекса мер по решению проблем дефицита воды в Крыму;

– Проектирование и строительство канализационных очистных сооружений «Южные», г. Севастополь;

– 18 канализационных очистных сооружений в ФЦП по реконструкции;

– BIM-проектирование линейных объектов (Autodesk Civil 3D).

В очередной раз конференция стала ключевой платформой для обмена опытом профессионалов водной отрасли и промышленников, водного менеджмента в ВКХ современной России.

Приглашаем принять участие в работе 7-й конференции «Об опыте модернизации систем водоснабжения и водоотведения в ЖКХ и промышленности» (г. Ялта, 29 сентября – 3 октября 2022 г.)

ОРГКОМИТЕТ: Группа компаний «ВИВ» / ИП Березин С.Е. (www.pump.ru), тел.: +7 (495) 641 0041, +7 (925) 003-87-48; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Отв. Бритикова Елена, тел.: +7 (925) 003-87-48.

Резолюция 6-й конференции

«Об опыте модернизации систем водоснабжения и водоотведения в ЖКХ и промышленности»

  1. По итогам работы секции ЭТС РАВВ «Энергоэффективность сооружений и систем водоснабжения и водоотведения. Системы управления».

Вопросы развития секции ЭТС РАВВ:

Выполнить усиление направления информационных технологий путем ввода новых членов секции ЭТС РАВВ: IT-технологии – 9 членов; производители оборудования – 3 члена. Обозначить перспективные цели работы секции бессрочно:

  1. Подбор тематических исследований для снижения рисков при внедрении цифровых технологий на основе опыта передовых водоканалов. Если подобные задачи будут сопровождаться балансом затрат и окупаемости, это обнадежит специалистов отрасли принимать на себя риски по их внедрению.
  2. Элементная разработка объектов «Цифровой водоканал» и анализ цифровой трансформации водоканалов.

Выявлены основные объекты цифровизации водоканала: линейные (ГИС геоинформационные); очистные сооружения (SCADA-системы); абоненты-заказчики (биллинг, расчетно-кассовое обслуживание, колл-центр, контакт-центр, коммерческий учет АСКУЭ, ГИС государственные); ремонтные бригады; ремонтные цеха; механизация, транспорт; комплексное финансово-хозяйственное управление ресурсами (проекты, продажи, логистика, транспорт, склад, персонал, кадры, бухгалтерия, налоги и прочее); диспетчерские; альтернативная энергетика (гидро-, газо-, тепло-, ветро- генераторные).

Онтология «Цифровой водоканал» охватывает перечисленные объекты, без которых данный термин не полноценен.

  1. Разработка анкет для водоканалов РФ по уровню «стояния» в ранге Цифрового водоканала. Существует отраслевая потребность в формировании оценочных показателей.
  2. Оценка стоимости жизненного цикла (СЖЦ) – в цифровой онлайн-формат для принятия управленческих решений. Предварительным этапом данной оценки является разработка методологических основ проектирования. Главная цель состоит во внедрении (хотя бы частичном) в Единое информационное пространство водоканала онлайн-примеров расчетов СЖЦ. Некоторая рутинная работа самоокупается при оперативном внедрении планов предприятий и снижает риски.
  3. Внедрение терминологии отраслевого информационного моделирования в стандарты ГОСТ. Конференция обращается с просьбой направлять новые термины для определений и адаптации.
  4. Существует отраслевая потребность разработки коэффициента(ов) энергоэфективности (КЭ) на основе унифицированных «Энергетических эталонных показателей» (единицы, отличные от кВт·ч/м3). Требуются отечественные разработки на основе анализа зарубежного опыта.
  5. Назрела разработка концепции отраслевого информационного цифрового BIM-моделирования систем ВиВ. Предприятия ВКХ являются заказчиком и приемщиком работ проектной BIM-документации объектов капитального строительства (ОКС) и эксплуатирующими и обслуживающими организациями. Это обеспечивает этапы жизни объекта «эксплуатация – реконструкция – снос».
  6. Роль цифровых технологий на нижнем (полевом) уровне АСУ ТП, например «Цифровой насос/мешалка/задвижка».

По вопросам Программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ) – от инициативной группы РКС-Холдинг (С. А. Петропавловский):

  1. Обратиться в Минстрой РФ о подготовке общих рекомендаций/разъяснений в части оценки производительности очистных сооружений в составе ПСД, в том числе обоснованной оценке перспективных нагрузок в документах территориального планирования муниципальных образований.

Вопрос относится к определению проектной производительности КОС для разработки мероприятий ППЭЭ в рамках перехода на КЭР, либо для участия ФЦП «Оздоровление Волги».

Проблема состоит в следующем:

Многие предприятия ВКХ сталкиваются с необходимостью снижения проектной производительности очистных сооружений до реального уровня поступления стоков от абонентов.

Расчет производительности должен быть выполнен проектной организацией с учетом динамики поступления стоков и обеспечения пиковых нагрузок. Кроме этого, проектное решение должно учитывать перспективные нагрузки, которые определены (подтверждены) документами территориального планирования (Генеральным планом развития и Схемами ВиВ) муниципальных образований и городских поселений.

Оценка перспективных нагрузок выполняется муниципальными органами власти и зачастую оценивается в прямой зависимости от объемов планируемого ввода жилья. Подобная оценка не соответствует действительности. На самом деле во многих городах РФ при значительном увеличении ввода жилья за последние 10 лет наблюдается снижение водопотребления и загрузки головных сооружений.

В подобной ситуации проектировщик обязан принимать перспективные нагрузки, утвержденные документами территориального планирования, что приводит к увеличению проектной производительности сооружений на 15–30% и в дальнейшем ведет к увеличению капитальных и эксплуатационных затрат.

Очевидно, что оценку резерва мощности необходимо выполнять для каждого случая конкретно. Действительно, при строительстве жилого микрорайона необходимо увеличивать мощность отдельных элементов централизованных систем ВиВ для обеспечения дополнительной нагрузки в конкретной точке системы. Однако загрузка головных очистных сооружений во многом зависит от изменения населения города (и потребления абонентов), и если население города не увеличивается, то и не увеличивается общее водопотребление.

  1. Сформировать повестку для обсуждения с федеральными органами власти по вопросам реализации мероприятий ППЭЭ утверждаемых в составе КЭР, в частности рассмотрения доступности финансовых источников и сроков реализации. Предлагается обсуждение следующих направлений:

‒ Увеличение срока реализации мероприятий ППЭЭ с 7 до 14 лет;

‒ Привлечение федерального и регионального бюджетного финансирования;

‒ Обязанность/ответственность уполномоченных органов власти (региональных и муниципальных) за включение в ТЗ и утверждение инвестиционных программ предприятий на основании утвержденных КЭР;

‒ Установление предприятиям ВКХ обоснованных тарифов, необходимых для выполнения КЭР. В качестве обоснования должны приниматься заключения экспертиз о выборе технологии, соблюдении требований НДТ, а также подтверждение достоверности сметной стоимости государственной экспертизой.

Вопрос относится к реализации мероприятий ППЭЭ, утверждаемых предприятиями ВКХ в составе КЭР.

Проблема состоит в следующем:

Мероприятия ППЭЭ, разрабатываемые для перехода на КЭР, должны обеспечить улучшение очистки стоков до уровня ТН. Для многих предприятий это требование означает изменение технологии биологической очистки с внедрением процессов нитро-денитрофикации, а также строительство или реконструкцию элементов механической очистки, обеззараживания, обработки осадка, расширение либо реконструкцию иловых карт и большой объем работ по восстановлению конструкций сооружений. По сути, для достижения нормативов сброса, потребуется выполнить комплексную реконструкцию очистных сооружений, причем в срок не позднее 7 лет с момента утверждения КЭР.

По имеющимся на сегодняшний день оценкам, стоимость подобной реконструкции будет сопоставима с валовой выручкой предприятия за 3–5 лет. Также необходимо учитывать, что в это время предприятия должны выполнять иные мероприятия по строительству и реконструкции (перекладку сетей водоснабжения и водоотведения направленные на снижение потерь и аварийности, поддержание/улучшение качества очистки питьевой воды, мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению насосных станций). Таким образом, необходимая величина инвестиционной составляющей для реконструкции КОС может быть получена в тарифе за период 20–40 лет.

С другой стороны, невыполнение поэтапного достижения нормативов очистки стоков повлечет санкции в части расчета платежей НВОС и еще большему дефициту финансовых средств направляемых на реконструкцию сооружений.

По вопросам развития линейных объектов ВКХ от Ассоциации производителей трубопроводных систем (В. С. Ткаченко):

  1. Профильным министерствам и ведомствам разработать «Концепцию развития водопроводно-канализационного хозяйства» на основе «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».
  2. Отметить проблемы в области водоотведения:

2.1.      Ливневая канализация (ЛК)

‒ Отсутствуют данные о протяженности канализационных сетей ЛК в РФ, требуется их инвентаризация;

‒ Требуется проверка незаконных и несанкционированных сбросов в ливневую канализацию;

‒ Требуется передача в концессию ЛК, входящей в состав автодорог;

‒ Требуется внесение поправок в НПА для обязательного строительства централизованных сетей ЛК на автодорогах в населённых пунктах;

‒ Требуется разработка регламента и проверка работы ЛОС на предмет соответствия заявленным или установленным ПДК характеристикам уровня очистки (проверки должны охватить все ЛОС и проводиться без предварительного уведомления) органами Росприроднадзора. Должно выполняться условие утилизации осадка после профилактической прочистки.

2.2.      Хозяйственно-бытовая канализация (ХБК)

‒ Разработать отдельную программу для строительства централизованных систем ХБК для обеспечения 95% населения услуги централизованной системы канализования по примеру программы газификации: доля потребителей в жилых домах, обеспеченных доступом к коммунальной инфраструктуре в сфере водоотведения в РФ, составляет 64,7% (данные Росстата на первое полугодие 2020 г.);

‒ При строительстве/модернизации очистных сооружений предусматривать «линейные объекты» для сбора и транспортировки сточных вод в составе ПСД либо отдельным проектом, либо в составе проекта очистных, тем самым исключив сброс неочищенных сточных вод на рельеф или в водные объекты. Это обеспечит создание инженерной инфраструктуры по границам земельных участков и создаст возможность для промышленного и гражданского строительства, что существенно влияет на стоимость 1 м2;

‒ Отметить большое количество брошенных бесхозяйных сетей после нового строительства, низкое качество строительства, что впоследствии приводит к авариям на новых сетях.

2.3. Рассмотреть обеспечение возможности подключения к централизованным сетям ВО на границах участков (по примеру газоснабжения). Выполнить ‒ Приложение в Справочник НДТ по водоотведению с линейными объектами на основе СП 399. (регламент 384, СП31 32).

  1. Обеспечить противодействие фальсификату на основе мероприятий:

3.1. Поддержать инициативы общественного совета при Минстрое и государственные комиссии по незаконному обороту продукции в части:

‒ создания межведомственной рабочей группы для проработки вопроса о внесении в законодательство РФ понятия «фальсифицированная промышленная продукция» и установления санкций за ее производство и введение в оборот. Отсутствие такого понятия позволяет любую некачественную и небезопасную продукцию, произведенную умышленно трактовать как товар ненадлежащего качества (брак), т. е. произведенную неумышленно и не с корыстной целью (ежегодный ущерб экономики по оценкам СФ не менее 5 трлн руб.). Внесение соответствующих поправок в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

‒ придания процедуре входного контроля строительной продукции обязательного характера (изменение СП 48 «Организация строительства» и внесение соответствующих дополнений в постановление Правительства РФ № 985);

‒ введения обязательного подтверждения соответствия для основной массы строительных материалов.

3.2. Рекомендовать Росстройконтролю наладить взаимодействие с профильными ассоциациями по предупреждению фальсифицированной и контрафактной продукции.

3.3. Разработать и утвердить ГОСТ по входному контролю ТС и верификации «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы».

  1. Обеспечить мониторинг аварийности и оценка состояния коммунальных сетей на основе мероприятий:

‒ Рекомендовать доработать систему МКА ЖКХ под нужды сбора данных для расчета индекса функционально-технического состояния систем водоснабжения и водоотведения;

‒ Рекомендовать использовать статистику системы МКА ЖКХ для обоснования федеральных проектов (60+, Чистая вода и т. д.);

‒ Провести сравнительный анализ показателей аварийности коммунальных сетей Росстата и системы МКА ЖКХ для корректировки методов мониторинга;

‒ Разработать методику расследования причин аварий в системах ВиВ.

  1. Обеспечить синхронизацию федеральных проектов (ФП) для комплексной перекладки сетей на основе:

5.1. Рекомендовать создание региональных проектных офисов (штабов) для синхронизации федеральных проектов на территории субъектов;

5.2. Рекомендовать опыт Москвы по перекладке сетей;

5.3. Рекомендовать ускорить процесс запуска Программы модернизации коммунальной инфраструктуры, износ которой превышает 60%;

5.4. Отдавать приоритет проектам комплексной перекладки сетей по программе «60+», «Стимул» и других проектов, где предусмотрено строительство или реконструкция сетей различного назначения;

5.5. Рекомендовать при возведении социальных объектов в рамках ФП включение в состав проекта проведение анализа баланса существующих мощностей, замену подводящих и отводящих уличных, магистральных сетей с высокой степенью износа;

5.6. Согласовывать при разработке проектов мощность и техническое состояние объектов водоподготовки с транспортной инфраструктурой для достижения оптимальных результатов. При строительстве и модернизации площадных объектов ВиВ включать в состав проекта сети транспортировки;

5.7. Рекомендовать инициировать передачу схем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также разработку планов перспективного развития на уровень регионов;

5.8. Рекомендовать:

5.8.a. Правительству РФ при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерного обеспечения, в связи с планируем строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, учитывать в перечне видов расходов все убытки правообладателей линейных объектов, в том числе сетей инженерного обеспечения, которые возникнут в связи с такими реконструкцией, капитальным ремонтов.

5.8.b. Продолжить работу по внесению изменений в гражданское законодательство в целях совершенствования правового регулирования правоотношений по капитальному ремонту, реконструкции линейных объектов, в том числе объектов инженерно-технического обеспечения.

5.8.c. Поддержать проект законодательной инициативы по внесению изменений в УК РФ, КоАП РФ в части ужесточения ответственности за противоправные действия в отношении централизованных систем ВиВ и их элементов.

  1. Детализировать оценку стоимости жизненного цикла в области линейных объектов:

6.1. Рекомендовать ГГЭ включать в состав проекта разработку ТЭО применения продукции на основе оценки стоимости затрат жизненного цикла;

6.2. 8.  Инициировать разработку норм и расценок по эксплуатации для трубопроводной инфраструктуры.

  1. Отметить необходимость разработки дополнительных программ для других крупных рек (кроме существующих Волга, Дон). В подобных программах предусмотреть решение проблем образования донного илового осадка из-за уменьшения скорости течения.

По научно-практическим вопросам от ООО «ИНКО-эксперт» и НИУ МГСУ г. Москвы (О. А. Продоус, д.т.н., профессор; Д. И. Шлычков, к.т.н., доцент)

  1. Конференция рекомендует к практическому использованию способы гидравлического расчета сетей:

– справочное пособие «Таблицы для гидравлического расчета водопроводных труб из стали и серого чугуна с внутренними отложениями»;

– уточненную формулу А. Шези (формула Продоуса–Шлычкова), позволяющую уточнить гидравлический расчет труб с отложениями в их лотковой части.

  1. Конференция рекомендует направить в ТК-465 изменения в ГОСТ 25150-82 «Канализация» по терминологии в форме «Технологический словарь по наружным трубопроводам водоснабжения и водоотведения», разработанные группой экспертов из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и Иркутска, с доработкой.
  2. Конференция рекомендует поддержать предложение об организации бюджетного ежемесячного отраслевого научно-технического журнала «Водные системы и технологии».
  3. Конференция поддерживает предложение о создании бюджетных отраслевых государственных унитарных предприятий (ГУП НИИ) по четырем направлениям:

– Трубопроводы и сооружения на них (ГУП НИИТ);

– Технологии очистки природных вод (ГУП НИИ ВОД);

– Технологии очистки бытовых и поверхностных вод (ГУП НИИ СТОК);

– Экономическая и экологическая эффективность очистки сточных вод, сбрасываемых в водные источники (ГУП НИИЭК).

  1. По итогам работы секции ЭТС РАВВ «Секция по вопросам эксплуатации, сервиса и технической поддержки систем ВКХ».

Предложения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (О.Н. Рублевская)

  1. Отметить проблему недостаточности предельного срока 7 лет, установленного для реализации Программ повышения экологической эффективности (для объектов 1 категории НВОС) и планов планы мероприятий по охране окружающей среды (для объектов 2 категории НВОС).

Для Водоканалов, работающих в рамках тарифного регулирования и  имеющих на балансе более одного объекта I (и) или II категории НВОС, очень большой проблемой становится риск недофинансирования мероприятий по достижению НДТ, связанный с жесткими предельными сроками реализации ППЭЭ или природоохранных планов не более 7 лет. В условиях государственного регулирования тарифов невозможно изыскать денежные средства на единовременную реконструкцию нескольких объектов 1 или 2 категорий негативного воздействия на окружающую среду в течение 7 лет. Рост тарифов ограничен индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, которые не обеспечивают расчетного роста тарифа, необходимого для реализации мероприятий за 7 лет.

При этом расчетный тариф будет тем выше, чем большее число объектов, эксплуатируется водоканалами. На балансе ряда Водоканалов (например, в Ленинградской и Липецкой областях, Ставропольском крае, Республике Крым, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) может находиться от нескольких до нескольких десятков очистных сооружений канализации, для которых реконструкция должна будет осуществляться одновременно в течение периода всего в 7 лет.

Кроме того, существуют и технические ограничения, которые не могут позволить реализовать реконструкцию сразу нескольких очистных сооружений одновременно, так как зачастую потребуется перераспределение стоков между очистными сооружениями на период реконструкции (с целью недопущения сброса неочищенных сточных вод).

Продление сроков получения КЭР и реализации программ НДТ законодательно предусмотрено только для градообразующих предприятий или объектов с численностью, превышающей 5 тысяч человек, а также предприятий с федеральной подчиненностью, имеющих стратегическое значение для обороноспособности и безопасности государства. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», при общей численности предприятия более 8 тысяч эксплуатирует 21 очистных сооружений, 12 из которых требует реконструкции, том числе, приоритетно 6 КОС I категории НВОС. Аналогичная ситуация у других водоканалов с наличием более одного объекта водоотведения 1 и 2 категории негативного воздействия на окружающую среду.

Необходимо поддержать законодательную инициативу в части увеличении максимально срока, на который могут быть разработаны и утверждены ППЭЭ и Планы для организаций водно-коммунального хозяйства, имеющих более одного объекта I категории, до 14 лет.

Данная инициатива инициируется отраслевым сообществом (РАВВ).

  1. Отметить проблему необходимости актуализации нормативно правовой базы в отношении централизованной ливневой системы водоотведения c учетом климатических изменений.

Актуальность темы заключается в том, что в отрасли «водоотведение»:

– Участились случаи затоплений городов и регионов России (Сочи, Крым, Краснодарский край, Санкт- Петербург и т. д.) в периоды выпадения интенсивных дождей;

– Назрело противоречие между уровнем развития научно-методического аппарата по проектированию и эксплуатации систем водоотведения поверхностного стока и уровнем требований к ним, обусловленным увеличивающимся количеством и интенсивностью сверхрасчетных и экстремальных дождей.

– Не учитывается факт климатических изменений и необходимости их учета на государственном уровне в соответствии с Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп. Однако в современной мировой практике применяются только актуализированные климатические параметры, а в некоторых случаях и перспективные, с учетом будущих сценариев изменения климата. Применение устаревших параметров является абсолютно недопустимым;

В связи с изложенным необходимо организовать на базе ТК 343 «Качество воды» научно-технический Совет с участием разработчика изменений в СП 32.13330-2018 – Научно-исследовательского института строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН) для обсуждения предложений по учету климатических изменений  в актуализируемой версии СП 32.13330.2018 «наружная канализация. Сети и сооружения».

vstmag engfree 200x100 2

Баннер конференции для ВСТ 3

Wasma23 200x100 stand

myproject msk ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

souz ingenerov 02