ИТОГИ VIII КОНФЕРЕНЦИИ

"ОБ ОПЫТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ В ЖКХ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ"

28.09.23-02.10.23, г. Пятигорск.

Научно-практическая конференция организована Группой компаний «ВИВ» при поддержке Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) 28.09.23-02.10.23, г. Пятигорск. В конференции приняли участие 110 представителей профессионального сообщества: руководители и специалисты предприятий ВКХ, эксперты, ученые из России и зарубежья (4 доктора и 5 кандидатов наук). Конференция подтвердила статус ключевой платформы для обмена опытом профессионалов водной отрасли и промышленников, водного менеджмента в ВКХ современной России.

Резолюция конференции

  1. Выездное заседание проектной дирекции МИНСТРОЯ РФ и открытое заседание технического комитета «Качество воды» РОССТАНДАРТА

В рамках секции были заслушаны сообщения Т.В. Волковой (Зам. директора по направлению «Чистая вода», ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»), С.С. Черепанова (Первый зам. министра Министерства ЖКХ Московской области), Самбурского Г.А., И.В. Николенко. Участники заседания рекомендовали поддержать деятельность Проектной дирекции Минстроя РФ, связанную с организацией работы экспертного сообщества по рассмотрению проектов технологических решения для водоподготовки и очистки сточных вод. Особое внимание вызвал вопрос, связанный с необходимость проектирования сооружений, исходя из требований Технологических показателей НДТ. Данный вопрос неоднократно обсуждался на отраслевых мероприятиях, тем не менее требования к проектированию и/или согласованию проектов со стороны МПР, Росприроднадзора, все равно основываются на традиционной системе нормирования по достижению рыбохозяйственных нормативов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2019 №552.

Участники секции предлагают обратиться в Минприроды России, Росприроднадзор и ГГЭ с целью закрепления требований к проектам в части соответствия именно технологических показателей НДТ, утвержденных Постановление Правительсва Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1430.

Сообщение Г.А. Самбурского было посвящено разработке новых строительных правил оценки технического состояния систем и сооружений ВиВ. Было отмечено, что отсутствие единых требований к оценке результатов обследования делает затруднительным обоснование инвестиционных программ предприятий, а также существенным образом мешает принятию решений в части выделения бюджетных средств на финансирование проектов в области ВиВ. Предлагаемые в докладе Г.А. Самбурского подходы основаны на универсализации результатов оценки. При этом сами процедуры оценки технического состояния систем и сооружений ВиВ необходимо доработать.

Участники секции рекомендуют доработать представленный проект строительных правил в части повышения прозрачности результатов оценки технического состояния, а также провести пробную оценку для систем и сооружения ВиВ в рамках предлагаемого подхода.

В докладах С.С. Черепанова и И.В. Николенко основное внимание было обращено на необходимость оптимизации кадровой работы для нужд отрасли ВиВ.

Участники секции рекомендуют:

- органам местного самоуправления и субъектам рассмотреть возможность целевой подготовки специалистов для нужд предприятий водоснабжения и водоотведения;

- обратиться в Министерство науки и высшего образования РФ за поддержкой внедрения новых направлений подготовки специалистов: 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств профиль Акватроника, 18.03.01 Химические технологии профиль Водные технологии.

  1. Секция «Актуализация и разработка нормативов и стандартов по водоотведению. Разработка и результаты реализации проектов реконструкции КОС»

В рамках секции были заслушаны сообщения Д.А. Даниловича (несколько докладов), Е.С. Гогиной, С.В. Свицкова, Д.А. Левченко и А. Б. Красильникова.

Была изложена актуальная информация о ходе работ по разработке Изменения №3 к СП 32.13330.2018, завершающей стадии работ по ГОСТ по основным техническим решениям (ОТР), пересмотру ГОСТ 25150 «Канализация. Термины и определения», а также по взаимосвязи этих документов с другими важными для отрасли нормативными правовыми актами и стандартами последних лет (пакет постановлений Правительства по переходу на технологическое нормирование сбросок КОС, ИТС10-2019). Описан опыт применения инструмента ОТР в ходе предпроектных проработок реконструкции и строительства очистных сооружений курортов Краснодарского края и общие выводы из этой работы. Изложена суть дискуссий последних лет по поводу методик расчета сооружений биологической очистки.

Обобщен опыт отечественных методологических разработок и внедрений в области борьбы с запахами от очистных сооружений и системы канализации, от изучения глубины этой проблемы до конкретных инженерных решений. Также затронута тема нормирования выбросов запаха. Описаны как сорбционные, так и фотосорбционно-каталитические решения, ряд важных инженерных аспектов их применения. Отмечено, что накопленный в этой сфере опыт лег в основу предложенных изменений в СП 32.13330.2018.

Обобщен опыт развития и внедрения технологии УФ обеззараживания очищенных сточных вод, превратившейся за 25 лет из экспериментальных решений в отраслевой стандарт, по сути единственное одобренное ИТС 10 и СП 32 решение для ОСК, начиная с больших по мощности. Изложен ряд устоявшихся эффективных инженерных решений, также предложенных в Изменение №3 в СП 32.13330.2018.

Участники заседания отметили важность проводимых в 2023 году работ по совершенствованию нормативно-информационной базы отрасли. Особенно был сделан упор на необходимость скорейшего введения в действие и применения ГОСТ Р 70953-2023 «Канализационные очистные сооружения. Строительство и реконструкция. Основные технические решения. Требования к разработке, структуре и содержанию в целях обеспечения оптимальных капитальных затрат и эксплуатационных показателей», важного как для заказчиков, так и для проектировщиков.

В ходе обсуждения был поддержан доложенный подход к расчетам сооружений биологической очистки, основанный на готовом к применению механизме расчета, не вынуждающий проектировщика проводить некие эксперименты для получения расчетных коэффициентов или назначать их из широкого диапазона под свою ответственность. Отмечена важность обязательного представления при предпроектных проработках и в проектной документации полных развернутых расчетов по опубликованным в актуальной отечественной научно-технической литературе формулам.

Была отмечена важность стандартизации апробированных подходов в области борьбы с запахами.

  1. Заседание Экспертно-технологического совета РАВВ, секция «Энергоэффективность модернизации систем ВИВ (технологии, оборудование, управление и цифровизация)»
  • Участники секции рекомендуют одобрить и поддержать инициативу членов секции: 1- по консолидации опыта цифровой трансформации предприятий сферы водоснабжения и водоотведения и распространению лучшей практики на базе проектного офиса Национального центра цифрового развития (НЦЦР) водных технологий; 2- по формированию типовой корпоративной практики в области энерго- и ресурсосбережения; 3- по поддержанию цифровизации водоканалов в качестве драйвера устойчивого развития и созданию Отраслевого каталога ИТ-решений, соответствующих требованиям цифровой зрелости и информационной безопасности; 4- по необходимости методического обоснования ГОСТ Р 58785-2019 (Стоимость жизненного цикла) в соответствии с технологическими направлениями развития отрасли; 5- по завершению формирования отраслевой Методики оценки цифровой зрелости предприятий ВКХ.

Особое внимание было уделено использованию инструментов ТИМ-моделирования практике водоканалов (В.И. Баженов, АО «ВИВ»; К.Г. Башиянц, ООО «Графика-Инжиниринг»). Проблема в том, что предприятия ВКХ пока не готовы к этому, полагая, что ПП РФ от 20.12.2022 № 2357 устанавливает ведение ТИМ не водоканалами, а «застройщиками» после 1 июля 2024 г. Однако, внедрение ТИМ происходит на всех этапах жизненного цикла объекта с преемственностью общих данных и единых форматов передачи информации, что на момент проблематично ввиду отсутствия отраслевых практик и типовой документации.

Участники секции рекомендуют:

- обратиться в Минстрой РФ, органам госэкспертизы и стройнадзора с целью разъяснения планируемых сроков по внедрению ТИМ в объекты ВКХ, формирования для них нормативных требований при обосновании неготовности отрасли;

- обратиться в национальные объединения НОСТРОЙ и НОПРИЗ, принимающие активное участие в этой сфере, за помощью в организации семинаров и вэбинаров, специализированных под задачи ВКХ;

- РАВВ сформировать перечень образовательных ТИМ организаций.

 Обсуждалось (инициатор Е.Ю. Безрукова, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на предприятиях водоснабжения и водоотведения с помощью реализации механизма энергосервисных договоров. Анализ результатов этого механизма привлечения инвестиций позволяет сделать вывод о недостаточном использовании энергосервисных договоров на предприятиях водоснабжения и водоотведения в связи со слабой их информированностью о потенциальных направлениях энерго и ресурсосбережения на предприятиях, а также об особенностях заключения энергосервисных договоров при учете затрат для возмещения расходов энергосервисным компаниям.

Участники секции рекомендуют проводить активную работу среди водоканалов по разъяснению возможностей и преимуществ энергосервисных договоров, как дополнительного источника инвестиций при реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

  1. Заседание Экспертно-технологического совета РАВВ, секция «Эффективные и экологически безопасные технологии обезвоживания и обеззараживания осадков водоотведения»

Предложения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по совершенствованию законодательства РФ в области выявленных проблем (озвучены О.Н. Рублевской):

  1. По обозначенным проблемам утилизации (обезвреживания) осадков сточных вод, складированных на полигонах, участники секции предлагают:

- Определение на законодательном уровне требований к использованию полезных свойств веществ, образующихся в результате обезвреживания осадка сточных вод;

- Обеспечение государственной поддержки внедрения технологических решений по использованию полезных свойств осадка сточных вод.

  1. По организационные аспектам обращения с побочным продуктом и отходами производства после 01.03.2023, участники секции предлагают усовершенствовать законодательство в части обращения с осадком сточных вод как с побочным продуктом в соответствии с Приложением 1 к резолюции, тезисно:

- Для целей урегулирования последовательной классификации вещества в качестве побочного продукта определить заранее установленный перечень локальных документов с обоснованием безопасности побочного продукта как для окружающей среды, так и для хозяйственного оборота. За основу можно взять позицию Минприроды, выраженную в письмах (от 11.08.2016 № 04-12-27/9376; от 23.10.2017 № 12-47/27366; от 28.07.2021 № 25-50/10539-ОГ; от 16.03.2023 № 25-47/9247; от 31.03.2023 № 25-47/11570);

- Требуется разграничить полномочия государственных органов по контролю в сфере обращения с побочным продуктом в связи с тем, что побочный продукт не предназначен для размещения в природной среде. Дополнительно, сформулировать законодательно установленную презумпцию безопасности веществ, образованных в ходе производства (побочных продуктов). Внести конкретные изменения в статью 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Предложения Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения по направлению экологии и реализации государственных программ (озвучено В.А. Шкаредо).

В целях вовлечение осадков сточных вод (в качестве сырья или продукции) в хозяйственный оборот, снижение негативного воздействия на окружающую среду Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения предлагает проработать следующие задачи:

1) Проработать с Минприроды России и Минстроем России перечень составляемых организацией ВКХ документов, обосновывающих безопасность побочного продукта, в связи с отсутствием в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и «Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» документальных критериев разграничения побочного продукта и отхода

2) Совместно с Минстроем России:

  • разработать технологические регламенты использования осадков сточных вод в качестве продукции
  • разработать типовую форму договора купли-продажи побочного продукта, разграничивающего права и обязанности сторон в сфере обращения с побочным продуктом;
  • установить целевой характер денежных средств, полученных организацией ВКХ от реализации побочного продукта

3) Росприроднадзору:

  • исключить необходимость получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на технику и технологии, необходимые для утилизации осадков сточных вод в целях получения продукции на их основе;
  • установить нормативы использования осадков сточных вод и продукции на их основе, отвечающие установленным требованиям, в качестве удобрений, сырья для производства продукции, технических грунтов и рекультивантов

4) Минстрою России, Росстандартуру, ТК 343 «Качество воды»: актуализировать ГОСТ Р 59748-2021 «Технические принципы обработки осадков сточных вод. Общие требования» в части описания осадков сточных вод как вторичного ресурса.

5) Минпромторгу России: разработать меры государственной поддержки внедрения технологий, позволяющих использовать осадок сточных вод в качестве продукции.

 

Приложение 1.

Предложения по совершенствованию законодательства в части обращения с осадком сточных вод как с побочным продуктом

(предложения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»)

  1. В связи с тем, что отсутствует четкий перечень документов, который требуется оформить на вещество как на побочный продукт, подтверждающий безопасность вещества для окружающей среды, суды при рассмотрении дела по существу по спорам о классификации вещества в качестве отхода или побочного продукта вынуждены исследовать последовательность технологического процесса, чтобы сделать вывод об образовании отходов и/или побочного продукта, хотя они не обладают достаточной компетенцией для этого. Для целей урегулирования последовательной классификации вещества в качестве побочного продукта предлагается определить локальных документов, подготавливаемых предприятием – образователем отходов, которые бы обосновывали безопасность побочного продукта как для окружающей среды, так и для хозяйственного оборота. За основу можно взять позицию Минприроды, выраженную в письмах (от 11.08.2016 № 04-12-27/9376; от 23.10.2017 № 12-47/27366; от 28.07.2021 № 25-50/10539-ОГ; от 16.03.2023 № 25-47/9247; от 31.03.2023 № 25-47/11570) для консолидации позиции относительно конкретного перечня документов. Таким образом, подготовка документов по заранее установленному перечню, подтверждающему образование побочного продукта, снимает с образователя побочного продукта обязанность по доказыванию таких обстоятельств.
  2. Отсутствует законодательное подтверждение того, что побочный продукт негативно влияет на окружающую среду, однако регулирование побочного продукта установлено Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На основании этого требуется разграничить полномочия государственных органов по контролю в сфере обращения с побочным продуктом в связи с тем, что побочный продукт не предназначен для размещения в природной среде. Дополнительно, сформулировать законодательно установленную презумпцию безопасности веществ, образованных в ходе производства (побочных продуктов). Например, внести изменения в статью 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

- пункт 7 сформулировать в следующей редакции: «Побочные продукты производства не признаются отходами при обеспечении документального отнесения вещества к побочным продуктам, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящей статьи»

- часть 2 пункта 8 статьи 51.1 исключить

- дополнить статью 51.1 пунктом 2.1 следующего содержания: «Отнесение веществ и (или) предметов к побочному продукту подтверждается следующими документами: документами, подтверждающими соответствие побочного продукта санитарно-эпидемиологическим требованиям, сертификатами соответствия документам по стандартизации, техническими условиями на побочный продукт».

  1. Осадок сточных вод является побочным продуктом деятельности по водоотведению, регулируемой Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», однако специальное законодательство не содержит порядка нормативного регулирования обращения с осадком сточных вод. В связи с этим требуется установить правовой статус осадка сточных вод как побочного продукта в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также разработать в качестве приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» типовую форму договора купли-продажи побочного продукта, разграничивающего права и обязанности сторон в сфере обращения с побочным продуктом и установить целевой характер денежных средств, вырученных от реализации побочного продукта. Например, следующим образом:

- внести изменения в статью 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

2) водоотведение - прием сточных вод с использованием объектов централизованной или нецентрализованной систем водоотведения, транспортировка сточных вод, очистка сточных вод (при ее осуществлении) с использованием объектов централизованной системы водоотведения, сброс сточных вод в водный объект, сооружение или устройство, предназначенные для приема сточных вод и (или) переработки осадка сточных вод для получения побочного продукта;

28) централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, включая сооружения и площадки, предназначенные для временного хранения, обработки, переработки осадков сточных вод;

- дополнить статью 2 следующим положением:

 17-1) осадок сточных вод и осадок водоподготовки - вещества, выделяемые из сточных вод в процессе их очистки и (или) переработки, и (или) транспортировки (осадок сточных вод) либо из воды в результате ее обработки, осуществляемой в процессе водоподготовки (осадок водоподготовки) (далее - осадок), в том числе пригодный для использования в качестве вторичного сырья (побочного продукта)

- дополнить Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» статьей 3.1 «Обращение с осадком сточных вод»:

  1. Обращение с осадком сточных вод включает в себя образование, обработку, транспортирование, складирование, реализацию осадка сточных вод.
  2. Осадок сточных вод является побочным продуктом очистки сточных вод с использованием устройств и сооружений централизованной системы водоотведения.

Banner Oct 2024

myproject msk ru

Баннер конференции г. Пятигорск

souz ingenerov 02

Aquatherm 200x200 gif ru foreign