№5|2010

PROBLEMS, PERSPECTIVES

bbk 000000

UDC 628.16.32:658.562

KINEBAS A. K., Kirimitchiev A. P.

From National Quality Prize to European One

Summary

It is told about participation of the FUE Vodokanal Sankt-Peterburga in the competition for National and European Prizes in the field of quality and also about the role of self-appraisal of the enterprise according to criteria of the prize model for improvement of the total system of enterprise management.

Key words:

, ,

 

Download PDF

В последние 10 лет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» постоянно совершенствует систему управления предприятием, основанную на улучшении приемов менеджмента. Руководство предприятия пришло к выводу, что для принятия адекватных управленческих решений на различных уровнях требуется системный подход в организации менеджмента с учетом международных стандартов ИСО серий 14000 и 9000.

В течение двух лет была создана Система экологического менеджмента (СЭМ) по ИСО 14001, в течение последующих двух лет – Система менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001 и Система управления охраной труда и промышленной безопасности (СУОТиПБ) по стандарту OHSAS 18001. С 2005 г. на предприятии функционируют три системы менеджмента, которые объединены некоторыми элементами интеграции – частью общих процедур, единым механизмом проведения внутренних аудитов и т. д. Все системы сертифицированы и ежегодно проходят инспекционные аудиты силами компании SAI Global и Ассоциации по сертификации «Русский Регистр».

Внедрение СЭМ, СМК, СУОТиПБ позволило руководству ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» регулярно анализировать и оценивать результативность управления процессами предприятия, а также степень реализации стратегических целей. Руководители разных уровней смогли проанализировать результаты своей работы с применением статистических методов. Формулирование целей и критериев   их измеримости стало внедряться в повседневную практику управления.

В рамках подготовки к внедрению Единой информационной системы автоматизации для создания системы эффективного управления предприятием в 2007 г. был проведен детальный анализ бизнес-процессов с последующей оптимизацией на основе процессного подхода к управлению и принципов Системы менеджмента качества. В результате реинжиниринга были описаны два основных бизнес-процесса: «Водоснабжение Санкт-Петербурга» и «Водоотведение Санкт-Петербурга», а также целый ряд подпроцессов.

В Европе одной из признанных форм стимулирования усилий организаций по повышению конкурентоспособности являются национальные премии в области качества. В России это премия Правительства РФ в области качества, аналогичная международным премиям. Важно отметить, что модель премии охватывает все аспекты деятельности организации, направляя руководство на комплексное решение не только вопросов качества продукции, но и социальной ответственности руководителей перед персоналом и обществом. Участию ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в конкурсе предшествовал годовой процесс освоения модели управления и некоторой перестройки менеджмента предприятия.

Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе подразделения предприятия проводили самооценку по критериям премии, что дало возможность объективно оценить собственную деятельность. По итогам самооценки был подготовлен и передан в Совет по присуждению премий Отчет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». По результатам заочной экспертной оценки предприятие вышло на второй этап конкурса – очное обследование. При этом требовалось подтвердить все достижения предприятия за последние 3–5 лет, представленные в Отчете. На данном этапе в подразделениях Администрации предприятия и филиалах независимыми экспертами была проведена очная оценка на соответствие требованиям Премии Правительства РФ в области качества. Руководители и специалисты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» продемонстрировали высокий профессионализм, целеустремленность, творческий подход в решении поставленных задач. Решением Правительства РФ от 4 июля 2007 г. № 425 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» присвоено звание лауреата конкурса Премии Правительства РФ в области качества 2006 г.Водоканал Санкт-Петербурга стал первым предприятием в жилищно-коммунальной отрасли России, получившим звание лауреата конкурса Премии Правительства РФ в области качества – национального аналога Европейской премии качества.

05-07-ris1

В 2009 г. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» провело самооценку деятельности  по критериям EFQM (Европейский фонд качества менеджмента) и предоставило материалы для участия в конкурсе на Европейскую премию качества. Во время очной оценки менеджмента асессорами, представителями EFQM в Российской Федерации, специалисты предприятия в течение нескольких дней отвечали на вопросы и демонстрировали свою систему управления. По итогам оценки Водоканал получил сертификат, удостоверяющий, что система управления предприятием по критериям EFQM соответствует уровню «Признанное совершенство» (5 звезд). Водоканал Санкт-Петербурга cтал одним из 18 предприятий России, получивших такую оценку Европейского фонда менеджмента качества, и первым из предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Подготовка к этому уровню управления потребовала значительных усилий персонала.

Проведение самооценки и рекомендации асессоров, отраженные в обратном отчете, позволили в очередной раз взглянуть на менеджмент предприятия глазами специалистов по организации управления европейского уровня. Большинство рекомендаций асессоров вошли в Программу совершенствования менеджмента на ближайшие годы. Взаимосвязь таких понятий, как миссия, видение, ценности, стратегические цели и политики стала приобретать для персонала предприятия достаточно конкретные формы, что в свою очередь определило более четкое их понимание.

05-07-ris2

В планах предприятия на 2011 г. намечено участие в конкурсе EFQM на самом высшем уровне – «Совершенство». Получение звания финалиста или лауреата на этом уровне – задача сложная. В настоящее время в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ведется большая работа по совершенствованию общего менеджмента c целью соответствия лучшим образцам европейских компаний. При этом специалисты Водоканала опираются как на помощь квалифицированных консультантов, так и на проекты европейских стандартов ИСО 24510 «Деятельность, связанная с предоставлением услуг по водоснабжению и водоотведению. Руководящие материалы».

На данном этапе совершенствования предприятие все чаще сталкивается с проблемами, связанными с особенностями национального законодательства, которое зачастую не согласуется с европейскими нормами и директивами ЕС. Именно эти вопросы актуальны на данном этапе совершенствования модели управления.

Специалисты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» всегда готовы поделиться информацией о своих успехах, рассказать о проблемах и трудностях, возникающих на всех этапах совершенствования системы менеджмента, обсудить их с коллегами. Приглашаем всех, кто интересуется данным направлением в работе водопроводно-канализационного хозяйства, к сотрудничеству!

Выводы

Постоянное совершенствование систем менеджмента предприятия обеспечивает повышение качества оказываемых услуг водоснабжения.

 

Banner Oct 2024

myproject msk ru

Баннер конференции г. Пятигорск

мнтк баннер

souz ingenerov 02

Aquatherm 200x200 gif ru foreign

 

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Устаревшие версии не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.